среда, 16 ноября 2016 г.

Моше Фельденкрайз: об образовании

"Большинство людей проживает со своей маской
достаточно активную и удовлетворительную жизнь,
чтобы более или менее безболезненно
подавить ощущение пустоты, возникающее,
когда они останавливаются и прислушиваются к своему сердцу."
М. Фельденкрайз


Сегодня - просто цитата. Длинная. Это - начало книги Моше Фельденкрайза "Сознавание через движение", написанной в 1972 - 1977 гг. Мне очень интересно то, что он написал про образование и само-образование, и о том, как мы вписываемся в общество, надевая маски, проживая за ними свою жизнь .... Выделено жирным шрифтом мной, курсивом - места, где я сочла нужным вмешаться в перевод М. Папуш (2000). Слова "воспитание" ("самовоспитание") и "образование" ("самообразование") используются здесь как взаимозаменяемые, в английском тексте это все education (self-education).

=======================================================================

Мы действуем в соответствии с образом себя. Образ себя, который управляет каждым нашим действием, определяется тремя факторами (в различных соотношениях): наследственностью, воспитанием и самовоспитанием (самообразованием).



Наследственный фактор менее всего поддается изменениям. Биологические особенности индивида — особенности нервной системы, костной структуры, мышц, желез, кожи, органов чувств — определяются его физической наследственностью задолго до того, как он начинает осознавать себя. Но образ себя развивается из его действий и реакций в ходе обычного жизненного опыта.

Воспитание и образование дают человеку возможность овладеть определенным языком и определяют паттерны его представлений и реакций в соответствии с обществом, которому он принадлежит. Эти представления и реакции будут изменятся соотвественно среде, в которой человек рождается; они не являются общими для человечества как вида, будучи характерными для определенных социальных групп или индивидов.

Воспитание в значительной степени определяет направление самовоспитания и самообразования — наиболее активного элемента в нашем развитии. С другой стороны, самовоспитание влияет на то, как мы воспринимаем внешнее воспитание и образование и как выбираем материал для обучения, равно как и отклоняем то, что не можем усвоить. Воспитание и самовоспитание, образование и самообразование взаимосвязаны. В первые недели жизни воспитание сводится к впитыванию окружающей среды, а самовоспитание практически отсутствует; в этот период ребенок может отказываться лишь от того, что изначально чуждо и неприемлемо с точки зрения его унаследованных особенностей.

По мере роста детского организма самовоспитание прогрессирует. Ребенок постепенно обретает индивидуальные характеристики. Он начинает выбирать объекты и действия в соответствии со своей природой. Он уже не принимает все, что пытается навязать ему обучение. Внешнее воспитание и индивидуальные склонности вместе задают тенденции привычного поведения и действий.

Из трех факторов, определяющих наш образ себя, лишь самообразование до некоторой степени находится в нашей власти. Мы не выбираем физическую наследственность, воспитание нам также навязывается; в ранние годы даже самовоспитание не является полностью независимым и сознательным, оно зависит от относительной силы наследственности, индивидуальных характеристик, эффективности работы нервной системы, упорства и серьезности образовательных факторов. Наследственность делает каждого из нас уникальным индивидом в отношении физической структуры, внешности и способов действия. Воспитание (образование) формирует нас как членов определенного человеческого общества и стремится сделать нас настолько похожими на всех остальных его членов, насколько это возможно. Общество диктует нам, как одеваться, делая нашу внешность похожей на внешность всех остальных. Давая нам язык, оно заставляет нас выражать себя так же, как это делают другие. Оно прививает нам паттерны поведения и ценности и заботится о том, чтобы наше самообразование развивалось таким образом, чтобы нам захотелось быть такими, как все.

В результате, даже самовоспитание, которое должно было бы способствовать нашей индивидуализации и расширять унаследованные различия в области действия, в значительной степени также стремится сделать наше поведение похожим на поведение других людей. Основной недостаток в современном образовании - то, что оно основано на древних и часто примитивных практиках, выполняющих уравнительную задачу, которая никогда не была поставлена осознанно или ясно. Этот недостаток имеет свое преимущество, ибо, не имея перед собой иной определенной задачи, кроме как производство индивидов, которые не стали бы социальными отщепенцами, образование не всегда полностью успешно в подавлении самообразования. Все же, даже в развитых странах, где методы воспитания и образования постоянно совершенствуются, все больше возрастает одинаковость мнений, внешности, амбиций и т.п. Развитие средств массовой информации и ложно понятой идеи социального равенства также вносит свой вклад в стирание индивидуальных различий.

Современные познания в области воспитания и психологии дали возможность профессору Скиннеру, гарвардскому психологу, продемонстрировать методы воспитания, формирующие иднивидов, которые «удовлетворены, способны, образованны, счастливы и способны к творчеству». Это действительно цель воспитания и образования, даже если это не всегда выражается столь определенно. Скиннер, конечно, прав относительно эффективности методов, и можно не сомневаться, что со временем, используя все знания в области биологической наследственности, можно будет создать образованное, организованное, удовлетворенное и счастливое существо в форме человека. Можно даже научиться создавать различные типы таких существ, чтобы удовлетворить все потребности общества.

Эта «утопия», которая имеет шанс воплотиться в недалеком будущем, является логическим следствием нынешней ситуации. Чтобы придйти к ее воплощению, нужно лишь создать биологическое единообразие и применить подходящие воспитательные средства, чтобы исключить самообразование.

=================================================================

Читать дальше - здесь, это было Предисловие, страницы 2-5 в этой версии.

И вот думается: все эти "практики благополучия", "позитивное мышление" и прочая "солнечная сторона" - это хорошо конечно, но где они работают на нас как личность, а где - на создание удовлетворенного собой "существа в форме человека", выгодного обществу ? Понимаем ли мы это, когда практикуем этит подходы, видим ли, где именно наши потребности ? Как оцениваем других людей, исходя из культуры "благополучия и позитива", признаем ли "темную" часть, даем ли ей место быть  - в себе и других ? Обсудим ? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий