вторник, 21 октября 2014 г.

"Звездочки на земле": каждый ребенок - особенный, или об особых потребностях в лучших традициях Болливуда

 Не оставляй меня одного в толпе,
Откуда я не смогу вернуться домой, мама.
Не отправляй меня так далеко,
Что я даже в воспоминаниях не смогу приходить к тебе, мама.
(Слова из песни к фильму)






Наверное, не случайно, что фильм, о котором я хочу рассказать сегодня, пришел ко мне во время фестиваля Дивали - главного индийского праздника. Пришел он в рассылке Алены Волковой, пишущей о развитии речи (ее статья о фильме здесь) под заголовком "Фильм, который нужно посмотреть ВСЕМ родителям и педагогам". Но мне очень хочется не просто согласиться с этими словами и поделиться фильмом, но и свои пять копеек про него вставить.


Сначала - собственно фильм, чтобы не терять время тех, кому сразу хочется перейти к делу:


 И, поскольку все вокруг сихронно, в тот же день мне попались такие строки:
" ... И в этом секрет: этот мальчик отказывается делать лучше, или скорее, у него не получается - он не хочет или не может ? И мы, как педагоги, всегда должны повторять себе: каждый ребенок хочет развиваться, хочет чему-то учиться. ... Дети приходят в школу для того, чтобы стать людьми, учиться для жизни, для саморазвития. И если они нас провоцируют, если кажется, что не хотят - это они нам говорят о том, что на самом деле не могут, и мы должны выяснить, почему". (Михаэла Глёклер, "Целительное образование")
(Доктор Глёклер - известная в вальдорфской среде врач-антропософ. Но сейчас не о ней, а о фильме.)


Если вы, как я, индийское кино смотрели последний раз в глубокой юности, и вам не знакомо имя Аамир Хана - то вам тоже нужно срочно смотреть этот фильм, чтобы посмотреть, куда ушел за это время Болливуд. Вдохновением для сценария фильма стала история детства японского кинорежиссера Акиры Куросавы ("Семь Самураев") - именно встреча с учителем рисования пробудила в том, кому было суждено стать одним из самых значительных и влиятельных людей в истории кино, интерес не только к изобразительному искусству, но и к учебе в целом (*). Фильм должен был быть короткометражным, и в роли учителя рисования сценарист изначально видел другого актера. Но все случилось по-другому: семь лет работы дали сценарий почти трехчасового фильма, Аамир Хан стал продюсером фильма и начал сниматься в нем как актер, но был разочарован работой режиссера, и его удалось уговорить остаться в проекте, только предложив роль режиссера ему самому. Аамир Хан не собирался быть режиссером, но для подготовки нового человека нужно было 6-8 месяцев, а за это время восьмилетний актер - исполнитель роли главного героя, - мог сильно измениться для завершения съемок. Режиссерский дебют оказался очень удачным и фильм был выставлен Индией кандидатом на "Оскар" за лучший иностранный фильм 2009 г. Фильм не попал в номинацию, на что Аамир Хан ответил: "Я не делаю фильмы для премий. Я делаю фильмы для зрителей". И он прав, этот фильм полюбился очень многим жителям планеты.


А еще я думаю, совсем не случайно, что шанс на исцеление пришел к маленькому Ишаму в лице именно учителя рисования. Терапия через искусство занимает важное место в "специальном" вальдорфском образовании:
"Наш опыт показывает, что направленная терапия живописью, когда акцент ставится на достижение равновесия и гармонии цвета и формы и здоровых, грациозных движений, помогает многим детям в преодолении определенных ограничений. Эта форма арт-терапии улучшает ритм и глубину дыхания, увеличивает внимательность и успокаивает беспокойного ребенка."
(Хенинг Хансман, "Образование для особых потребностей: Принципы и практика школ Кэмпхилл")

Мои любимые цитаты из фильма:

"У каждого ребёнка - свои способности, свои желания, свои мечты! Но нет... Каждый палец надо вытягивать до указательного. Вытягивать до тех пор, пока он не сломается!.."

"Да если ты так любишь состязания и гонки, выращивай лошадей, черт бы тебя побрал, зачем заводить детей?"

"На Соломоновых островах, когда аборигены желают очистить участок леса под свои поля, они не вырубают деревья. Они просто собираются там всем племенем и ругаются на них. Через несколько дней деревья начинают увядать. Медленно, но верно. И в конечном итоге умирают." 
Вы еще здесь ? Если вас не убедило все вышесказанное, то скажу еще, что и просто лицезреть Аамир Хана на экране пару часов - тоже вполне достойное времяпрепровождение )



2 комментария:

  1. Алина, привет!
    Зашла на твой блог, с возмущением подумала, какого ляда ко мне не приходя оповещение, а это сообщение только отправлено! Прямо, когда я зашла!
    Спасибо за рекомендацию.
    Сегодня у Петрановской прочитала статью "Цитаты Петрановской" - и у тебя цитаты. И тут, и там - про воспитание.
    Судя по цитатам -фильм стоящий.
    Индийское кино смотрела не так давно - мы с детями регулярно пересматриваем Зиту и Гиту, да.
    И еще мы сделали сообщество вальдорфских родителей, для обмена мыслями - твой блог там уже фиурирует как очень полезный!

    ОтветитьУдалить
  2. Ну это уже высший пилотаж синхронизации ))) Оля, мне лестно оказаться в такой компании, спасибо !!

    ОтветитьУдалить