вторник, 15 апреля 2014 г.

Питание для особых детей: Шаг 1. Оценка исходного нутритивного статуса

Итак, после того, как мы посмотрели варианты диет, вернемся подробнее к плану действий, который предлагает Джуди Конверс в книге "Правильное питание для детей с особыми потребностями".

На своем сайте, Джуди называет свою практику "Работа с питанием для аутистов" (Nutriton Care Process for Autism - NCPA). Это тот метод, который она вывела за годы работы с особыми детьми, собрав вместе инструменты био-медицинского и обычного медицинского подходов.
Плакат 1930 года.

Первый и самый важный шаг в восстановлении здоровья детей через питание - это оценка того, как ребенок растет (и набирает вес). Если хорошо - это значит, что и кишечник хорошо работает и может усваивать всю ту полезную пищу, которую мы ему даем. Когда мы видим, что хорошего роста нет - это значит, что питание ребенка неадекватно и неэффективно, следовательно, у него возникают проблемы с возможностью познавать мир, он часто болеет и плохо спит, и его поведение, обучение и другие функции могли бы быть лучше. 


При том, что оценить рост ребенка довольно просто, мало кто это действительно делает. Все говорят о биохимии, всем нужно какое-то волшебное средство. Но никто не отменял того факта, что рацион ребенка должен давать ему достаточно энергии для роста и развития, снимать воспалительные процессы и освобождать его организм от токсинов.

Есть три вещи, которые препятствуют росту ребенка - а, значит, обучению, развитию, работе всего организма:
  • недостаточно пищи ("недостаток всех калорий", или "недостаток энергии")
  • неусваиваемость пищи (малабсорбция, расстройство всасывания)
  • и то и другое вместе.
Хорошо, если у вас есть записи о росте и весе ребенка с рождения - это даст более общую картину о его характере роста. В общем, характер роста ребенка должен сохраняться (например, если, как у моего сына, рост выше среднего при средней массе тела, то это будет проявляться, скорее всего, с самого рождения); то есть на его графике не должно быть необъяснимых или неисправленных "провалов" продолжительностью больше 3-4 месяцев. Проверьте также Индекс массы тела (ИМТ), и входит ли он в допустимые значения по шкале процентили.

Вот основные вопросы, чтобы оценить характер роста ребенка:
  • Был ли ИМТ одного значения, +/- 10%, на протяжении всей его жизни ? (большие отклонения от привычной картины роста - признаки неполадок);
  • Вписывался ли рост ребенка в тенденцию, которая наметилась уже при рождении, или характер роста сильно менялся ? (например, если ребенок родился весом 3,5 кг и ростом 51 см, а затем, уже в первый год, резко "скатился" вниз по таблицам роста и веса, то что-то пошло не так; время, когда это случилось, может подсказать вам, что именно ребенок перестал усваивать тогда, и остается ли это проблемой до сих пор);
  • Было ли такое, что хотя бы одни из показателей по таблице роста "выпал" из своего коридора и уже не вернулся в прежний ? (например, рост ребенка был "выше среднего", а затем упал до "низкого", и больше не становился "выше среднего"; переход в более "низкую" колонку означает негативные изменения в усваиваемости или достаточности пищи, или обоих);
  • ИМТ вашего ребенка близок к или ниже 13, или больше 25-30 ? Нормальный ИМТ означает, что рост и вес ребенка пропорциональны друг другу. Для детей это обычно от 14 до 23. Если ИМТ близок к нижней границе, то стоит сверить его с более ранними значениями - это особенности роста этого ребенка, или же тенденция к снижению ИМТ.
  • Для более маленьких детей (до 3-4 лет), проверьте, насколько близко соотношение веса и роста к медиане или 50-й процентили;
  • По таблице соотношения роста и веса ребенка, проверьте, идеален ли вес ребенка по отношению к его росту ? Хорошо, когда вес - 90% и больше от идеального. Если это значение ниже, то присутствует недостаток питательных веществ - настолько, что это может сказываться на развитии, иммунитете и других функциях. (например, идеальный вес для роста и возраста ребенка - 18 кг, а весит он 13,5 кг, это только 75% от его идеального роста; даже 85-88% - это уже большой недостаток, и разница всего лишь в несколько килограмм может значить очень много);
  • Достаточен ли рост ребенка для его возраста ? Недостаток питания сказывается, в первую очередь, на весе, и только потом на росте. Если рост слишком низкий - то надо предпринимать срочные меры для устранения такого недостатка;
  • Если ребенок младше 3-х лет - вырос ли он за последний год меньше, чем на 4,5 см ? Такое отставание означает, что нужна профессиональная оценка его причин. Попросите вашего педиатра направить вас к диетологу для полной оценки.
  • Если ребенок младше 5-ти лет - было ли такое, что более 3-х месяцев его вес не увеличивался ? Опять-таки, это повод обратиться к профессионалу;
  • Если ребенок старше 5-ти лет - было ли такое, что вес не увеличивался более 6-ти месяцев ?
  • Помните, что проблема с адекватностью питания сначала скажется на весе ребенка, затем - на его росте, и потом - на окружности головы. Если вы посмотрите на графики роста своего ребенка, то сможете увидеть, как долго такая проблема существует.
  • Воспаление от пищевых белков (аллергия на них или чувствительность к ним) может сказаться на росте, в то время как набор веса будет продолжаться. Если воспаление достаточно сильное, то оно затронет и вес, и рост ребенка.


В целом, рост и вес составляются из:

Адекватный рацион + Нормальная усваиваемость = Рост и Вес

Если при помощи вопросов выше вы выявили повод для беспокойства, то следующим шагом будет проверка каждого из слагаемых этой суммы.

Прежде всего, проверьте, достаточно ли ест ваш ребенок каждый день. Многие дети с сенсорными расстройствами и аутисты очень привередливы в еде, или же не могут есть в шумном окружении (например, школьная столовая или другое общественное место). Еще очень часто случается так, что дети едят много крахмалосодержащего "мусора", но мало белков, овощей и фруктов. Другие дети могут есть хорошо, но не усваивать пищу как следует, и это выразится в проблемах с ростом, стуле, синевой под глазами, бледности и частых болезнях. А еще некоторые могут переедать из-за чрезвычайной тяги к хлебным и молочным продуктам (вспомним про опиоидную теорию). В любом случае, каждый день ваш ребенок должен получать достаточно еды для того, чтобы его организм работал наилучшим образом. Родители приверед в еде - не падайте духом, говорит Джуди, ибо такое поведение может измениться, когда будут скорректированы его причины. Она предлагает воспользоваться такими правилами:
  • Детям нужно примерно 1000 калорий в день, плюс 100 калорий на каждый год возраста. Например, двухлетке надо 1200 калорий, а семилетнему ребенку - 1700. Эта цифра хороша для детей с хорошим статусом роста. Если ваш ребенок отстает в весе/росте - ему понадобятся дополнительные калории, чтобы нагнать свое отставание. Это будет, в основном, за счет углеводов и жиров, плюс немного белков.
  • Дети, которые недополучают калорий, становятся: раздражительными, беспокойными, летаргичными, легко плачущими, невнимательными или сложно фокусирующимися, плохо спящими. Если это ребенок-аутист, то он может стать более нестабильным, противящимся, более непреклонным в привычках, чаще устраивать истерики.
  • Дети, которые еще не говорят, и не получают при этом достаточно калорий, могут просыпаться с плачем по ночам, постоянно искать еду в холодильнике или шкафах, или иметь выражение лица, более похожее на нервный тик.
  • Детям, отстающим в росте (и весе), нужно много дополнительных калорий. Если ребенок слишком худ для своего роста, а рост - нормальный, то добавьте больше калорий из здоровых углеводов и масел/жиров; возможно, протеин добавлять не придется. Если же низкими являются и рост, и вес ребенка - то, скорей всего, увеличить надо и белки, и углеводы, и жиры в рационе; или же переключиться на другие источники белка, которые будут лучше переноситься.
  • Дети весом более 18 кг нуждаются в минимуме 25-30 гр высококачественного белка ежедневно. Малышам нужно меньше, но больше в пересчете на килограмм. Больше - не значит лучше (если только ваш ребенок не выздоравливает после операции, ожогов, травмы): слишком много белка может увеличить уровень аммиака и мочевины в крови, добавить ненужную нагрузку на печень и почки и способствовать остеопорозу, ожирению и раку. 
Приготовьтесь к тому, что во время применения вашей специальной диеты вес и рост ребенка нужно отслеживать довольно регулярно, чтобы убедиться в том, что диета работает. Кроме того, очень типична ситуация, когда через какое-то время прогресс на какой-то диете останавливается. Это означает, что потребности ребенка успели поменяться, а диета остается прежней. Значит, пришло время менять "протокол", и в первую очередь - убедиться, что он дает достаточно пищи из "правильных" источников. В этом поможет дневник питания. Когда вы вводите специальную диету - готовьтесь к тому, что каждые 6 месяцев следует пересматривать адекватность рациона и рост ребенка. Это и есть обратная связь, которая покажет эффективность диеты. Когда в этой части все в порядке - можно будет покопаться поглубже и сделать кое-какие анализы. Но, еще раз, обеспечение достаточного для роста ребенка и качественного рациона стоит на самом первом месте.


Ну и в заключение - отдельное слово о пищевых добавках, витаминах и минералах. Конечно, легче дать таблетку, чем отслеживать и менять питание. И вообще - зачем оценивать рост и вводить диету, если добавки помогают ? Правда в том, что, во-первых, на фоне неадекватного питания сложно правильно определить, какого именно элемента вашему ребенку не хватает. Во-вторых, вполне возможно, что отрегулировать питание будет достаточно для того, чтобы обеспечить нужные вещества. Джуди дает такое сравнение: пичкать ребенка добавками и не менять его диету - это словно пить диетическую колу, чтобы похудеть, но при этом есть чизкейки и биг-бургеры каждый день. Никакие добавки не могут остановить воспаление или токсины от плохой еды, и не могут исправить недостаток роста от несбалансированного питания.

При этом, в правильное время и в правильной дозе, добавки могут делать свою работу и иметь смысл. Но если ребенку нужны десятки добавок одновременно - включите здравый смысл, это означает, что что-то очень плохо в его питании, в усвоении пищи, или в клеточной химии. Повторим еще раз: сначала нужно оценить рост и вес ребенка и сделать так, чтобы он получал достаточно настоящей и питательной еды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий